Проблемы начались ещё до релиза
Давайте вспомним, как закончилась трилогия Mass Effect. До выхода «Расширенного издания» концовок было три:
- Уничтожение («красная») — Шепард задействует протеанский Горн для уничтожения всех синтов в галактике, включая Жнецов и самого себя.
- Контроль («синяя») — Шепард вступает в симбиоз с Цитаделью, беря Жнецов под свой контроль, становясь сверхмощным искусственным интеллектом. Органическая оболочка коммандера погибает.
- Синтез («зелёная») — Шепард жертвует собой, запуская процесс трансформации органической и синтетической структуры по всей галактике. Цикл Жатвы завершается.
«Трёхцветный» финал многих разочаровал, но виноваты ли в этом разработчики? Вопрос спорный. Если отбросить банальное «Нравится не нравится», то проблема концовок была не в их сути, а в форме. Некоторые пользователи искренне не понимали, чем вообще различаются заключительные ролики, кроме цвета взрыва.
Все последствия принятых по мере прохождения решений оказывались где-то далеко за кадром, оставляя огромный простор для интерпретации событий. Хорошо это или плохо — другой спорный вопрос. Одни в открытых концовках не видят ничего криминального, другие же терпеть не могут, когда существует хотя бы малейшая недосказанность. И в случае с гигантской трилогией, на прохождение которой тратилась сотня-другая часов, всё же было бы неплохо показать игрокам, к чему привели их усилия.
Сторонники теории заговора считают, что Electronic Arts — издатель Mass Effect — изначально придерживалась идеи открытого финала для дальнейшей продажи DLC, что косвенно подтверждается скандалом с дополнением From Ashes. Незадолго до релиза игры BioWare объявила, что From Ashes — это платное дополнение первого дня, то есть будет доступно прямо со старта продаж. После такой новости фанаты засыпали разработчиков вопросами в духе «Если DLC уже готово, почему бы не включить его в релиз?».
Ответ держал исполнительный продюсер Mass Effect Кейси Хадсон (Casey Hudson), заявивший, что основные работы были закончены ещё в январе и, пока базовая игра проходила сертификацию и прочие проверки, команда успела разработать ещё и дополнение.
На вопрос, почему DLC продаётся отдельно, а не входит в релизную версию, ответил продюсер BioWare Майк Гэмбл (Mike Gamble). По заверениям Гэмбла, From Ashes была одновременно как важным кусочком истории для фанатов серии, так и необязательным контентом для всех остальных, поэтому дополнение было включено лишь в комплект коллекционного и Digital Deluxe изданий.
Фернандо Мело (Fernando Melo), директор онлайн-направления компании, и вовсе заявил, что покупатели сами желают получать больше контента уже с релиза: «Они [фанаты] обычно говорят «Давайте уже выпускайте!», так что мы просто даём игрокам то, чего они хотят».
В книге Джеффа Кили (Geoff Keighley) «The Final Hours of Mass Effect 3» Хадсон утверждал, что миссия с протеанином была катализатором основного сюжета, но её пришлось вырезать из-за нехватки времени. «Удаление миссии с протеанином повлияло на весь сюжет. Изначально миссия начиналась на планете Тессия, родине азари, где Призрак похищал протеанина и узнавал от него важную информацию. Но из-за удаления персонажа, дизайнерам пришлось изменить миссию на Тессии, а Призрак получал протеанскую информацию другим путём», — пишет Кили.
Вынос важной части сюжета в отдельное дополнение сигнализировал, что BioWare не успевала закончить игру в срок, так что нет ничего удивительного в том, что у разработчиков не хватило времени на полноценную концовку. Но фанатам коммандера Шепарда до этого не было никакого дела, и после старта Mass Effect 3 разразилась настоящая буря.
Уже 8 марта 2012 года, спустя всего два дня после релиза, на форуме BioWare было создано голосование с требованием добавить альтернативную, четвёртую концовку. К середине 2016 года оно набрало почти 14 тысяч голосов и 140 тысяч просмотров. Тогда же появилась и группа в «Фейсбуке», призывавшая разработчиков полностью переделать финал Mass Effect 3. Сейчас в сообществе почти 50 тысяч участников.
BioWare обратили внимание на происходящее, и 15 марта руководитель сообщества Mass Effect Крис Пристли (Chris Priestly) пообещал, что компания обязательно выскажется по поводу концовки, но позже:
«Мы ценим все отзывы о Mass Effect 3 и хотим, чтобы вы знали, что мы прислушиваемся к ним. Разработчики будут изучать [отзывы] и по мере возможности давать обратную связь. <…> Мы хотим дать людям время на прохождение игры, поэтому сейчас не можем говорить о конкретных деталях. <…> Мы понимаем, что концовка Mass Effect 3 вызвала много споров и будем рады принять участие в адекватных дискуссиях о ней, как только больше людей смогут с ней ознакомиться.»
Правда, ещё 13 марта Хадсон в интервью заявил, что с концовкой всё в порядке и примерно так он всё и задумывал:
«Я не хотел, чтобы об игре забыли [сразу после прохождения], даже учитывая настолько полярную реакцию, которую вызвали концовки, — все эти споры о том, что всё это значит, что произойдёт дальше и какова судьба персонажей. Для меня это самый захватывающий момент сюжета. В истории [Mass Effect] всегда присутствовали простор для интерпретации и лёгкий налет загадочности, и это то, что люди могут обсуждать [после прохождения].»
Гнев фанатов и не думал сбавлять обороты, и 16 марта El_Spiko — пользователь форума BioWare — заявил, что подал жалобу в Федеральную комиссию по торговле (FTC):
«После изучения всех обещаний насчёт концовки игры, которые они [EA] делали в рекламе и интервью, стало понятно, что продукт, который мы получили, не соответствует ни одному из них. <…> Мне не хочется этого делать, но после отвратительной концовки, абсолютно не соответствующей рекламе, и нулевой реакции от BioWare/EA я думаю, что это единственный выход. Если вопрос с концовкой не будет решён до истечения тридцатидневного гарантийного периода, я верну свою копию игры.»
Помимо FTC, El_Spiko подал жалобу и в Better Business Bureau — некоммерческую организацию, своей миссией, заявляющую «продвижение доверия к рынку». К удивлению многих журналистов, BBB действительно признала, что реклама Mass Effect вводила пользователей в заблуждение. Особое внимание организация обратила на два пункта:
- Поучаствуйте в уникальной эмоциональной истории, в которой решения, которые вы принимаете, прямым образом влияют на ваш опыт и итоговый результат.
- На протяжении всего прохождения ваш выбор влияет на отношения с ключевыми персонажами, судьбы целых цивилизаций и [позволяет получить] абсолютно разные концовки.
«Вопрос в том, вводила ли реклама BioWare [покупателей] в заблуждение. Формально — да, вводила. <…> Урок, который можно извлечь из этой ситуации, состоит в том, что компаниям следует внимательнее относится к формулировкам, которые они используют в своей рекламе. В противном случае могут возникнуть пагубные последствия…» — написала 10 апреля директор по коммуникациям BBB Марджори Стивенс (Marjorie Stevens).
19 марта в официальной группе Mass Effect в Facebook* появился пост о том, что компания не намерена менять концовку, особенно после таких успешных продаж (только за первый месяц издатель отгрузил 3,5 млн копий). И тут же исчез. Немного позднее было опубликовано другое сообщение, в котором говорилось, что окончательное решение в BioWare ещё не приняли, а предыдущее заявление было сделано по ошибке: «…мы активно принимаем во внимание все отзывы игроков и не исключаем любого исхода событий. Мы продолжаем собирать и изучать ваши отзывы и не приняли решения относительно изменения концовки».
Судя по всему, тогда в BioWare действительно не было чёткой позиции насчёт концовки. Пока Кейси Хадсон защищал авторское видение и решения команды, комьюнити-менеджеры уверяли пользователей, что компания обязательно что-то со всем этим сделает.
Поддержать Хадсона вызвались и его коллеги по индустрии. «Если компьютерные игры — это искусство, то я полностью поддерживаю мнение, что автор [произведения] сам должен решать, что именно в нём должно происходить», — заявил творческий директор Mythic Пол Барнетт (Paul Barnett). Ему вторил создатель BioShock Кен Левин (Ken Levine):
«Думаю, если бы все эти люди добились своей цели и [в BioWare] переделали концовку, то разработчики остались бы морально опустошёнными просто потому, что на самом деле это не их выбор. Вся эта история меня немного расстраивает, ведь в конце концов никто не получит того, чего на самом деле хочет.»
Время шло, гнев фанатов не утихал, и 21 марта сооснователь BioWare Рэй Музика (Ray Muzyka) опубликовал открытое письмо, в котором пообещал, что компания «исправит» концовки. А 4 апреля состоялся анонс «Расширенного издания».
* Facebook — социальная сеть, запрещённая в России.
BioWare идет на уступки
Бесплатное DLC Extended Cut, которое обещало закрыть дыры в сюжете, оказалось спорным. Обещаний кардинально переделать сюжет вроде бы и не звучало, но, как иногда это случается, некоторые поклонники уже представили лучший из возможных вариантов и ждали чуть ли не откровения. «[Выпуск] „Расширенного издания“, на наш взгляд, позволит достичь баланса между ответами, которые хотят получить игроки, и художественным взглядом команды на финал истории Mass Effect», — писал Рэй Музика. А Кейси Хадсон отмечал, что «[разработчики] скорректировали приоритеты в развитии игры, чтобы сделать концовку более понятной и индивидуальной». Автор — Патрик Олейничак (Patryk Olejniczak).
Чтобы избавиться от надоедливых вопросов, BioWare выпустила FAQ, в котором конкретно обозначила, чего ждать от дополнения:
- Появятся ли в будущем новые концовки или DLC? Нет. BioWare убеждена в праве команды на художественное видение концовки серии Mass Effect. В «Расширенной версии» концовка будет более подробно объяснена, но никаких дополнительных DLC для финала не планируется.
- Что конкретно добавит BioWare в концовку? BioWare расширит существующую концовку Mass Effect 3, создав дополнительные кинематографические сцены и эпилог. Цель новых сцен — внести дополнительную ясность в концовку Mass Effect 3.
- Зачем вы выпускаете «Расширенное издание»? Хотя мы по-прежнему преданы своему делу и гордимся нашим художественным видением игры, мы также понимаем, что есть некоторые фанаты, которые хотели бы, чтобы концовка Mass Effect 3 была более понятной. DLC не добавит новую концовку, лишь более подробно раскроет последствия [финального выбора] и ответит на вопросы об окончании истории коммандера Шепарда.
Мне сложно оценить этот шаг со стороны BioWare. С одной стороны, я понимаю, как трудно менять собственные решения под давлением внешних факторов. В ситуации с Mass Effect 3 впереди маячили новые дополнения, да и следующая часть серии непременно должна была выйти, поэтому с потенциальными покупателями отношения портить не следовало.
Как видно из официального заявления на сайте компании, разработчики были убеждены в своей правоте насчёт того, как должна закончиться трилогия, и лишь нежелание портить финансовые показатели заставило BioWare пойти на уступки: «Гордимся ли мы игрой, которую сделали, и командой, которая её создала? Да, чёрт возьми. Собираемся ли мы менять концовку игры? Нет». Разумеется, авторы имеют полное право на своё видение. Меня интересует только один вопрос: действительно ли вся команда хотела выпустить такую концовку, или же это было вынужденное решение, обусловленное внешними факторами?
Выход Extended Cut не сильно поменял мнение фанатов об игре. Если в апреле 2012 года на Metacritic средний пользовательский балл у Mass Effect 3 был 3,8, то спустя год подрос лишь до 4,7, а на текущий момент составляет скромные 6,0. И это несмотря на то, что BioWare нарушила собственные обещания, и всё же добавила четвёртый вариант завершения космооперы — «Отказ», в котором Шепард отказывается выбирать предложенные Катализатором варианты и печально наблюдает гибель галактического флота.
Согласно русской Википедии, недовольство фанатов было вызвано несколькими факторами, в том числе нелогичными решениями персонажей, отсутствием альтернатив в ключевых сюжетных моментах, а также отсутствием четкого ответа на вопрос о судьбе галактики после финального выбора.
Ищем виновных
Концовка Mass Effect 3 стала предметом ожесточенных споров среди фанатов. Почему же она получилась такой? Некоторые склонны во всем винить Electronic Arts, однако Дориан Кикен (Dorian Kieken), директор по развитию BioWare, в июне 2012 года заявлял, что в творческом плане компания полностью независима от EA.
«Сейчас мы впервые получили контроль над ранее недоступными областями, например над маркетингом. Раньше рекламой занималось отдельное подразделение, с которым мы постоянно всё согласовывали, сейчас же оно нам подконтрольно. В целом всё происходит примерно так. EA говорит: «У вас есть столько-то денег, а вот столько вам нужно заработать за X лет. Действуйте».
Существует версия, что на изменение концовки повлиял слив бета-версии ME3 в ноябре 2011 года, но сами разработчики всё отрицают. Энтузиасты сразу же расковыряли ресурсы игры, и после обнаружения файлов с текстами диалогов в Сети стали появляться неутешительные отзывы. «Если считать этот сценарий подлинным, то становится очевидно, что решения из предыдущих частей в Mass Effect 3 учитываться не будут. Сценаристы выбрали одну сюжетную линию, а затем использовали кучу предлогов, чтобы оправдать то, как ваши решения ни на что не влияют», — писал пользователь GameGuy6700 на форуме GameSpot.
Хадсон тяжело переживал этот период. «Реакция у всех [фанатов] была примерно одинакова: „Сценаристы — идиоты, это худшее, что я вообще когда-либо читал“», — вспоминает продюсер в книге Кили. По словам Хадсона, слитый сценарий был бессвязным набором строчек из разных диалогов и предназначался только для внутреннего использования. Об этом говорил и Крис Пристли:
«Эти сюжетные наброски не являются сценарием игры, и, поскольку большинство из этих записей относятся к черновикам, в финальной версии игры многие элементы будут отличаться. Эти наброски не отражают финальные диалоги, варианты развития событий и последствия выбора в конечной версии игры. На самом деле, команда всё ещё усердно работает над написанием и реализацией сюжетных линий и диалогов».
11 марта 2012 года на форуме Penny Arcade с аккаунта сценариста BioWare Патрика Уикса (Patrick Weekes) были опубликованы посты, обвиняющие в «сливе» концовки непосредственно Кейси Хадсона. По словам Уикса, каждая миссия в игре выносилась на суд сценаристов и любой член команды мог делать свои предложения и критиковать неудачные моменты. Кроме финального задания — за него отвечали только ведущий сценарист BioWare Мак Уолтерс (Mac Walters) и лично Хадсон.
«У меня нет ни малейшего представления о том, почему концовки настолько похожи. Насколько мне известно, из игры ничего не вырезали. Возможно, в последний момент от них [более подробных последствий финала] отказались из-за ограничений бюджета. Но, вашу мать, я понимаю, каким разочарованием было несоответствие между описанием концовок [в диалоге с Катализатором], и тем, к чему всё свелось в итоге — к цвету взрыва», — якобы заявил Уикс.
Спустя несколько дней все сообщения были удалены, а Крис Пристли заявил, что пообщался с Уиксом и тот ничего подобного не писал. Примерно так выглядит финал трилогии, по мнению некоторых игроков.
Примерно о том же сказал сценарист BioWare Крис Хеплер (Chris Hepler) в феврале 2024 года. По словам Хеплера, концовка со взрывами — это настоящая космическая магия и Кейси Хадсон с самого начала придерживался этой идеи.
«Любая достаточно продвинутая технология [неотличима от магии], и вот это вот всё. Они [Хадсон и Уолтерс] хотели и добились действительно важного финального выбора, влияющего на всю галактику. Но, если задуматься, ни один из вариантов не был „правильным“ для всех. „Уничтожение“ не решает проблемы органиков и синтов; „Контроль“ играет на руку Жнецам; даже „Синтез“, который получить сложнее, чем остальные концовки, на самом деле звучит так, будто насильственным образом меняет жизнь всех существ в галактике», — говорил Хеплер.
По мнению сценариста, выпуск «Расширенного издания» был правильным решением:
«Остались ли довольны фанаты [оригинальной концовкой]? Блин, нет, и многие критические замечания были обоснованными. Extended Cut дала нам второй шанс сделать концовку, в которой учитывалось гораздо больше последствий решений игроков, и она была настолько хороша, насколько это было возможно, учитывая общее направление финала».
Сам Хеплер не был в восторге от концовки и всё сделал бы по-другому:
«Я бы вообще не стал приплетать сюда космическую магию. Я планировал написать в Кодекс три статьи о Горне, описывающие, что учёные думают о нём вначале, затем — чем он оказался, когда его строительство завершилось, и последнюю, подробно описывающую, как Горн уничтожает Жнецов. Но Хадсон и Уолтерс были слишком увлечены своим вариантом окончания космооперы, поэтому Хеплеру не удалось повлиять на них. „Достаточно продвинутая технология, неотличимая от магии, была намного проще и не требовала столько времени на разработку“», — сказал сценарист.
На мой взгляд, основная проблема всё же была в сроках. Вторая часть Mass Effect вышла 26 января 2010 года, и уже в декабре того же года состоялся анонс финальной части трилогии. Датой выхода был назначен конец 2011 года. По признанию Аарина Флинна (Aaryn Flynn), главного менеджера BioWare, уже в марте 2011 года разработчики поняли, что не смогут уложиться в сроки.
Фрэнк Гибо (Frank Gibeau), президент EA, доводам команды внял, и релиз перенесли на март 2012 года. Но и это не спасло BioWare от кранчей. По признанию Хадсона, он мог работать по 90 часов в неделю, а дизайнер Престон Ватаманюк (Preston Watamaniuk) всей команде разослал письмо следующего содержания: «Насчет выходных. Все сидят на телефоне. Если руководители направляют вам баг, его нужно исправить немедленно».
Советы и интересные факты: * Не стоит винить только EA. Хотя EA известна своей склонностью к давлению на разработчиков для достижения коммерческих целей, в данном случае BioWare имела свободу действий. * Слив бета-версии сыграл свою роль. Несмотря на отрицания разработчиков, слитый сценарий вызвал негативную реакцию и мог повлиять на их решение пересмотреть финал. * Концовка Mass Effect 3 стала предметом мемов и интернет-культуры. До сих пор люди шутят о «цветных взрывах» и «космической магии». * Расширенное издание Mass Effect 3 сделало финал более приемлемым. Однако многие фанаты считают, что первоначальная версия «оставила неизгладимый след». * Mass Effect 3 — урок о давлении сроков. Сжатые срок не всегда идут на пользу игре. Важно учитывать качество, а не только скорость. Помните, что каждый воспринимает концовку Mass Effect 3 по-своему. Для одних она — разочарование, для других — оригинальный финал. Важно уважать все точки зрения и пытаться понять, что же на самом деле произошло.
Космическая опера Mass Effect 3, словно яркая звезда, вспыхнула на небосклоне гейминга, но затем упала в бездонную черную дыру неразрешимых загадок и противоречий. «Расширенное издание» стало попыткой заштопать раны, нанесенные финалом трилогии, но фанатские теории, как неумолимые черные дыры, продолжали поглощать их попытки.
«Черная дыра» Карпишина: Жнецы, Тёмная энергия и планетарный апокалипсис
9 марта 2012 года на форуме Something Awful прозвучал громкий «взрыв» — Дрю Карпишин, сценарист первой и частично второй части Mass Effect, опубликовал свою версию «оригинальной» концовки. «Тёмная энергия» — главный виновник всех бед, она уничтожала звезды, превращая их в черные дыры. Жнецы, словно космические «санитары», пытались остановить эпидемию Тёмной энергии, и в человечестве они увидели последнюю надежду.
«Изначально финальный выбор был между двумя вариантами — «Убить Жнецов и попытаться остановить Тёмную энергию силами народов галактики» и «Пожертвовать человечеством в надежде на то, что это остановит Тёмную энергию», — писал Карпишин, словно заглядывая в закулисье судьбы вселенной.
«Теория одурманивания»: Шепард в плену иллюзий
Фанаты, словно астрономы, изучающие небо, заметили несостыковки в финале Mass Effect 3. Спустя несколько дней после релиза, на форуме BioWare появилась «Теория одурманивания». В её центре — Жнецы, которые взяли Шепарда в плен и подвергли его индоктринации. Все события после атаки Предвестника — это не более, чем галлюцинации коммандера.
«Мы не были настолько умны, — отметил Крис Хеплер, один из разработчиков, в 2024 году. — Такое в наши планы не входило. Мы такого не писали» .
Но «звёздная пыль» теории одурманивания не утихла. После выхода Extended Cut она преобразилась, взяв новый обороты. «Уничтожение» — единственная настоящая концовка, а остальные — всего лишь иллюзии, созданные Жнецами.
Так и остаётся финал Mass Effect 3 «недосказанным», словно звезда на ночном небе, светит в далёкую галактику и завораживает не только красотой, но и глубиной тайны.