Не идеально, но и не ужасно
С Persona 3 ситуация непростая — у игры существует несколько версий, но ни одну нельзя назвать однозначно идеальной. Есть оригинал, вышедший в 2006 году на PlayStation 2. Существует также Persona 3 FES, своего рода режиссерская версия с дополнительным контентом, включая сюжетный эпилог. И, наконец, есть Persona 3 Portable, где от эпилога отказались, но добавили нового играбельного персонажа и переработали геймплей. Проблема в том, что это портативная версия для PSP, и внешне она значительно отличается от «персоны» для домашних консолей.
В идеальном мире Atlus объединила бы все лучшие качества этих версий, но на сегодняшний день новичкам приходится довольствоваться портом с PSP. Основное отличие Portable от «обычной» Persona 3 (и от более поздних игр серии) — это двумерное окружение за пределами «данжей», по которому нельзя свободно перемещаться. Школа, город, общежитие, комната главного героя — все оформлено в виде статичных картинок, а персонажи застыли на этих локациях, словно статуи. Игроку остается только водить курсором и выбирать, в какой магазин он хочет зайти и на какой этаж подняться. Модели никогда не двигаются и, честно говоря, выглядят довольно жутко.
В сюжетных и побочных диалогах мы тоже не видим трехмерных моделей — только 2D-изображения, как в визуальных новеллах. Из-за этого некоторые сцены выглядят странно — например, когда по сюжету вы смотрите видеозапись, на экране показывают пустую комнату, а в субтитрах рассказывается о том, как кто-то по ней ходит. Но особенно обидным является отсутствие анимешных видеороликов, которые в этом переиздании не вернули. Даже в низком разрешении их присутствие было бы куда более приятным.
Несмотря на все эти недостатки, Persona 3 остается «персоной»: главный герой почти каждый день ходит в школу, а после уроков может потратить время на развлечения. Сходить в кинотеатр, подработать в магазине или кафе, поиграть в MMORPG, заняться учебой — все это позволяет либо заработать деньги, либо улучшить характеристики, которые впоследствии откроют новые возможности. Естественно, нужно также проводить время с новыми знакомыми, которых в игре хватает — от одноклассника и руководителя спортивного клуба до студента по обмену и одинокой девочки в парке. Чем активнее с ними общаться, тем лучше результаты при объединении персон. Однако, поскольку мы не гуляем по городу и коридорам школы, а кликаем курсором по локациям, удовольствия от общения не так много, как в более поздних «персонах». Здесь вы как будто нажимаете на кнопки, чтобы начать беседу и увеличить циферки в меню, и как-то теряется ощущение реального общения — нет возможности случайно встретить кого-то по пути в кафе, чтобы улучшить характеристики. Да, портреты симпатичные, диалоги хорошо написаны, а собеседники порой попадают в забавные ситуации. Но все равно скучаешь по тому, как все это оформлено в более актуальных играх серии.
Что точно не испортили в портативной версии, так это сюжет — это просто невозможно. Хотя роликов нет, а подача диалогов напоминает Ace Attorney, а не Persona, повествование остается очень сильной стороной проекта. Третью часть называют самой мрачной в серии — достаточно увидеть, как персонажи здесь призывают своих персон. История относительно долго разгоняется, но не теряет увлекательности. Плюс здесь есть возможность играть за женского персонажа. В этом случае открывается доступ к новым социальным связям, а в сюжетных диалогах героиня отвечает более задорно, нежели мрачный парень. Создатели рекомендуют сначала пройти сюжет за парня, а потом сделать то же самое за девушку, но игра слишком длинная (50+ часов), чтобы хотелось этим заниматься. Если вас волнует канон и хочется проходить игру в том виде, в каком она задумывалась изначально, то стоит выбрать персонажа мужского пола. Если нет — девушка заметно лучше.